Вопрос климатической нейтральности больше не является сугубо теоретическим, а становится предметом постоянного внимания, целеполагания и целенаправленных практических действий миллионов людей и компаний во всем мире
В докладе о глобальных рисках Всемирный экономический форум -2020 установил, что впервые в истории доклада все главные долгосрочные риски относятся к окружающей среде, а изменение климата оценивается как самая большая глобальная угроза
Климатическая политика разных государств и интеграционных объединений существенно различается. Это обусловлено национальными интересами и целями, однако практически все инструменты климатической политики оказывают прямое или косвенное воздействие на внешнюю торговлю и экономику стран. Ряд мер, в первую очередь пограничные компенсационные меры (например, пограничный углеродный налог), непосредственно влияет на экспорт стран-контрагентов.
11 декабря 2019 года Европейской комиссией был принят «Зеленый пакт для Европы» – план достижения нулевого суммарного выброса парниковых газов и нулевого суммарного загрязнения окружающей среды в странах – членах Европейского союза к 2050 году
18 июня 2020 года Европарламент вслед за Советом ЕС одобрил принятие Регламента о таксономии (Taxonomy Regulation), позиционируемого как часть Европейской зелёной сделки — инициативы по достижению климатической нейтральности ЕС к 2050 году.
РЕГЛАМЕНТ О ТАКСОНОМИИ (TAXONOMY REGULATION) УСТАНАВЛИВАЕТ ТРИ ГРУППЫ УЧАСТНИКОВ:
1) участники финансового рынка;
2) компании, которые предлагают финансовые продукты в ЕС, включая пенсионные и страховые фонды;
3) крупные компании, которые обязаны представлять нефинансовую отчетность в соответствии с директивой о нефинансовой отчетности.
Практически все международные биржи с 2013 года начали требовать от компаний предоставлять информацию о собственном углеродном следе и разработать стратегии по его снижению. Следующим шагом стало ограничение торговли товарами с высоким углеродным следом.
ТРАНСГРАНИЧНОЕ УГЛЕРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (ТУР)
В рамках существующей политики с 2021 года планируется введение таможенных пошлин на «углеродный след» импортируемой в Европу продукции и сырья из стран, не имеющих собственной системы регулирования парниковых газов, к которым на сегодня относится и наша страна.
А это значит, что российские экспортеры продукции могут столкнуться с тем, что на границе им придется оплатить таможенный сбор на СО2, который на сегодня в ЕС колеблется от 30 евро в пересчете за тонну СО2.
В случае введения в Европе нового налога на выбросы углекислого газа российские экспортеры будут терять от 3 до 4,8 миллиарда долларов в год.
Исследование Boston Consulting Group (BCG) «Как пограничный углеродный сбор ЕС может повлиять на мировую торговлю» (How an EU Carbon Border Tax Could Jolt World Trade)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ ОТ УГЛЕРОДНОГО СБОРА ПО ОТРАСЛЯМ:
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ, ГОРНОДОБЫВАЮЩИЕ КОМПАНИИ:
25–30% СО2, в том числе сталь — 14–19 млн т, прогнозный сбор $0,4–0,6 млрд
НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
45–53% или 45–84 млн т СО2, прогнозный сбор — $1,4–2,5 млрд
ПРОИЗВОДСТВО УДОБРЕНИЙ, ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ И СТЕКОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
40–65% или 55–88 млн т СО2, прогнозный сбор — $1,2–2,8млрд
УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД продукции представляет собой количественную оценку суммарных выбросов и поглощений парниковых газов на протяжении ее жизненного цикла: от добычи сырья до утилизации и конечного размещения отходов, приведенную к единице выпускаемой продукции
Компаниям-производителям оценка углеродного следа продукции позволяет существенно расширить спектр мероприятий в рамках реализации стратегии низкоуглеродного развития, ставить более амбициозные цели в области сокращения выбросов парниковых газов и выбирать наиболее экономически эффективные пути их достижения
В настоящее время Европейская Комиссия впервые включила ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО в усилия ЕС по сокращению выбросов
Рассматривается создание НОВЫХ ЛЕСОПОСАДОК С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ УЧЕТА ОБЪЕМОВ ПОГЛОЩЕНИЯ СО2
Система торговли выбросами Европейского союза ( EU ETS ) самая крупная схема торговли выбросами парниковых газов в мире
Рынок торговли квотами позволяет использовать наиболее экономически эффективные методы сокращения выбросов СО2
В рамках торговли квотами на выбросы СО2 страна или компания -«загрязнитель», имеющая больше выбросов СО2, ПРИОБРЕТАЕТ ПРАВО НА ВЫБРОСЫ большего количества СО2, а страна или компания, имеющая меньше выбросов, ПРОДАЕТ ПРАВО НА ВЫБРОС СО2 другим странам или компаниям
В последнее время все больше российских компаний ставят перед собой цели по сокращению выбросов парниковых газов, не связанных с их операционной деятельностью напрямую, и включают возможности сокращения выбросов в течение всего жизненного цикла товара, услуги или их углеродного следа
За чашечкой ароматного чая…
СТАТЬИ НА ТЕМУ: